Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Философия Древней Греции занимает особое место в истории философской мысли с точки зрения разнообразия течений, школ и учений, творческих идей и личностей, богатства стилей языка и влияния на последующее развитие философской культуры человечества. Его происхождение стало возможным благодаря наличию городской демократии и интеллектуальной свободы, отделению умственного труда от физического.
В древнегреческой философии четко сформировались два основных типа философского мышления и миротворчества (идеализм и материализм), осознано дисциплинарное поле философии, выявлены важнейшие области философского знания. Это был расцвет античной философской мысли, бурный прилив интеллектуальной энергии своего времени.
Цель данной темы - более четко обозначить эволюцию древнегреческой философии как с точки зрения характера изучаемых проблем, так и их решения.
Задачей данной работы является рассмотрение этапов развития философии в Древней Греции от Фалеса до Аристотеля.
Следует отметить, что, за редким исключением, достоверных сведений о деятельности первых древнегреческих философов практически нет. Так, например, философские взгляды философов милетской школы и, в основном, философы второй ступени известны в основном из работ более поздних греческих и римских мыслителей и особенно благодаря трудам Платона и Аристотеля.
1. Первые, досократические философские школы Древней Греции
Стремление к систематическому пониманию Вселенной привело к тому, что первые греческие философы попытались ответить на вопрос о начале. Вообще, этот вопрос впервые сформулировал Гомер и сам ответил, заявив, что Океан является источником. В этом случае Гомер считает своим божеством Океан. Философия, с другой стороны, пытается ответить на вопрос о происхождении на основе рациональных оснований, чтобы попытаться объяснить с помощью разума, как это происхождение служит основой разнообразия всех объектов и явлений во Вселенной.
Ранние философы до некоторой степени все еще были заложниками мифологической мысли. Поэтому вначале они думали о конкретных элементах, основанных в основном на чувственном опыте. Исходя из этого, первых греческих философов называют натурфилософами, а первый период в развитии греческой философии называют натурфилософским периодом.
Понять философскую мысль досократического периода очень сложно, главным образом потому, что произведения мыслителей этого времени сохранились лишь фрагментарно и только благодаря цитатам и критике более поздних античных авторов. Несомненно, наиболее интересным источником этой точки зрения является труд Диогена Лаэрта «О жизни, учениях и высказываниях известных философов», а также труды других античных авторов.
1.1 Милетская школа
Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос об основополагающих принципах всего сущего.
Во-первых, это вопрос о сущности мира. И хотя отдельные представители милетской школы по-разному решают этот вопрос, их взгляды имеют общий знаменатель: они видят основу мира в определенном материальном принципе. Можно сказать, что эта первая греческая философская школа спонтанно тяготеет к материализму. Конечно, вопрос о взаимоотношении материальных и духовных начал еще не поднимался, но был задан позже. Представители милетской школы интуитивно понимали мир как материальный. Наряду со стихийным материализмом «наивная» диалектика также проявляется в мышлении этих философов с помощью концептуальных средств, с помощью которых они стремятся понять мир в динамике его развития и изменения. На главный вопрос предыдущей космогонии о первопричине мира они дали, вопреки всем мифологическим представлениям, полностью материалистический, хотя и наивный, ответ.
Первый из ионийских философов, Фалес Милетский, жил примерно в 640-562 годах до н.э. Разносторонние познания Фалеса (в области астрономии, геометрии, арифметики) оказали решающее влияние на развитие его философской мысли. Так, например, геометрия в то время была настолько развитой наукой, что составляла определенную основу для научной абстракции. Именно это повлияло на взгляды Фалеса, направленные на понимание сущности мира.
Основой всего Фалес считал воду. Эта мысль появляется уже в дофилософской космогонии. Однако подход Фалеса полностью отличается. Он понимал воду не как особую форму или олицетворение мифологической силы, а как аморфную и актуальную концентрацию материи. В то же время «вода» Фалеса означает основной принцип как в смысле «стойхейон», так и в смысле «архе». Аристотель, излагая доктрину Фалеса, использовал два выражения: вода как элемент материи, элемент природы и вода как фундаментальный общий субстрат всех вещей, происхождение, модификации которых дают разные состояния.
Все остальное возникает из-за «сгущения» или «разрежения» этой изначальной материи. Все существующее многообразие вещей Фалес рассматривал как проявление этого неповторимого и вечного начала. Он утверждал, что все вещи возникают из воды и, рухнув, снова превращаются в воду.
Еще одним выдающимся философом был Анаксимандр (611–546 гг. до н.э.).
Как и Фалес, он стихийно тяготел к материализму. Подобно Фалесу, Анаксимандр поднял вопрос о начале мира. Он утверждал, что «начало и основание - это бесконечность, и он не определял ее как воздух, воду или что-то еще. Он учил, что части меняются, но целое остается прежним».
Фалес приписывал воде все материальное разнообразие мира, а Анаксимандр оставляет эту материальную уверенность. Его «апейрон» характеризуется как нечто неограниченное, неопределенное, которое не является одним из так называемых элементов, а является «другой безграничной естественностью, из которой возникают все небесные своды и миры в них». Анаксимандр «Апейрон» безграничен не только в пространстве, но и во времени.
Анаксимандр объяснил возникновение вещей не игрой элементов, а тем фактом, что противоположности проявляются в вечном движении. Т.е. у этого философа, мы впервые сталкиваемся с осознанием смысла противоположностей в отношении развития.
У Анаксимандра есть проблема, которую Фалес обозначает только абстрактно: проблема возникновения и становления жизни. Здесь способность к жизни напрямую приписывается определенному типу материи. Кроме того, Анаксимандр также включает людей в естественный ряд развития животных.
Третий выдающийся милетским философ - Анаксимен (585–524 гг. до н.э.).
В некотором смысле Анаксимен усилил и завершил тенденцию спонтанного древнегреческого материализма искать естественные причины явлений и вещей. Он считает определенный вид материи фундаментальным принципом мира. Он считает такую материю безграничным, бесконечным, неопределенно сформированным воздухом. Согласно Анаксимену, разбавление воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветер - облака - вода - земля - камни. При этом утолщение и истончение здесь понимаются как основные взаимно противоположные процессы, участвующие в образовании различных состояний вещества. Анаксимен расширяет естественное объяснение происхождения и развития мира до объяснения происхождения богов.
Анаксимен впервые вводит понятие о взаимоотношении праматерии и движения. Прежде всего, по его мнению, воздух «колеблется, потому что, если бы он не двигался, он не изменился бы так сильно, как он».
Итак, Милетские философы внесли фундаментальный вклад в развитие мировой философии. Они были первыми греками, которые предложили рассматривать управление природой как самостоятельный процесс, не зависящий от богов. В их понимании природа становится вечной и саморегулирующейся.
Именно такой подход позволил милетцам впервые поднять вопрос о происхождении природы - из чего она состоит. Кроме того, Анаксимандр и Анаксимен ставят проблему причины и принципов рождения и разрушения. Философы, чисто интуитивно уверенные в исключительной объективности процессов, пытались объяснить законы природы, принципы ее существования.
1.2 Гераклит из Эфеса
Не менее известным и загадочным философом Древней Греции является Гераклит Эфесский (ок. 540 - ок. 480 гг. до н. э.). Согласно некоторым источникам, Гераклит был знатным по происхождению, он был даже басилевсом, т.е. царь, однако, отказался от правления, передал его брату, а сам ушел в горы, где жил отшельником. Потом он заболел отечностью, Гераклит спустился в город, но, не имея очень хорошего мнения о людях, не мог рассказать о своей болезни. Гераклит пытался исцелить себя: он закопался в навозе, надеясь, что тепло, исходящее от навоза, исцелит его. Существуют разные версии того, что произошло дальше: одна за другой - навоз замерз, Гераклит не смог выбраться и так умер; по другой версии, собаки напали и разорвали его на части.
Идеи Гераклита противоречивы и неоднозначны. Мы слышали отрывки из его произведения «О природе», из которых можно сделать вывод, что Гераклит любил выражаться аллегорически, образно. По этой причине в древности его прозвали «темным». Кроме того, его часто называют «плачущим философом», потому что Гераклит, видя вселенскую глупость и тщетность жизни, плакал, глядя на людей, ведущих пустой образ жизни.
Все, что существует, по Гераклиту, постоянно меняется, так что «на тех, кто впадает в одни и те же реки, текут - иногда - разные воды». Таким образом, согласно Гераклиту, реальное бытие не постоянно, а постоянно меняется. Все переходит от одного к другому, «все течет». Гераклит приводит множество примеров: ночь превращается в день, жизнь в смерть, болезнь в здоровье и наоборот.
Поскольку все вещи переходят друг в друга, то каждый раз одно и то же есть и не является самим собой. Итак, в вещах всегда есть противоположности. Если день превращается в ночь, а ночь в день, мы иногда наблюдаем день и ночь одновременно. Источник развития мира - в его постоянном изменении, единстве и борьбе противоположностей: «все одно, одно все». «В
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Асмус, В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. - М.: Высшая школа, 2017. - 544 c.
2. Богомолов, А.С. Античная философия: моногр. / А.С. Богомолов. - М.: Издательство МГУ, 2016. - 368 c.
3. Гайденко, П.П. История греческой философии в ее связи с наукой / П.П. Гайденко. - М.: КД Либроком, 2018. - 264 c.
4. Лосев, А.Ф. Античная философия истории / А.Ф. Лосев. - М.: Наука, 2017. - 208 c.
5. Уэвелл, У. История философии греческих школ по отношению ее к физической науке. Пер. с англ. / У. Уэвелл. - М.: КД Либроком, 2018. - 282 c.
6. История философии: [учеб. пособие] / [А. В. Перцев, В. Т. Звиревич, Б. В. Емельянов, О. Б. Ионайтис, Е. С. Черепанова, В. И. Кудрявцева, Ю. В. Циплакова, Т. В. Крапивина]; под общ. ред. А. В. Перцева; М-во образования и науки Рос.Федерации, Урал, федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2014. - 324 с. https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/27603/1/978-5-7996-1177-4.pdf.
7. Лекция 1: Ранняя Древнегреческая философия https://ja-va.livejournal.com/329958.html.